ФУНКЦИИ СУДС

Комплексное осуществление мероприятий по организации, регулированию и контролю за движением судов на базе соответствующих технических средств привело к созданию систем управления движением судов (СУДС), призванных обеспечить навигационную безопасность при максимально допустимой интенсивности движения, снизить аварийность и предупредить загрязнение водной среды, а также повысить технико-эксплуатационную эффективность работы флота и портов. Каждый час простоя судна в условиях ограниченной видимости или в ожидании лоцмана из-за плохой или несвоевременной информации приносит значительные убытки как судовладельцу, так и целому ряду береговых организаций, вовлеченных в процесс обработки судна в порту. Сократить до минимума подобные простои, а следовательно, и убытки могут и должны системы УДС.

По своему назначению, организации и техническому оснащению системы УДС могут быть самыми различными, начиная от пассивных первичных мероприятий по упорядочению движения судов и кончая активными системами, базирующимися на комплексе современных технических средств, включающих новейшие электронные средства наблюдения, связи и обработки информации.

В настоящее время на базе современных навигационных и радиосвязных систем создаются новые перспективные СУДС, дополнительно включающие в себя дифференциальные станции спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и автоматические информационные системы (АИС). С их использованием обеспечивается метровая точность определения места судна в зоне действия (до 100 км от диффстанции). Благодаря этому может достигаться высокоточная проводка судов по узким фарватерам, таким как Ленинградский и Калининградский каналы, вход в Северную Двину и Волгу в районе Астрахани. Благодаря высокоточному навигационному обеспечению может быть существенно повышена эффективность дноуглубительных и гидротехнических работ.

Внедрение АИС будет иметь особое значение для СУДС. Требование об оснащенности всех судов валовой вместимостью более 300 рег. тонн соответствующей аппаратурой уже включено в проект новой Главы V Конвенции СОЛАС. На базе АИС предполагается создание систем контроля (мониторинга) за движением судов. С помощью специализированного транспондера и средств УКВ радиосвязи или системы спутниковой связи Инмарсат из центра УДС будет возможно запросить и получить высокоточные данные о текущем местоположении судна. При использовании УКВ радиосвязи зона действия подобной АИС будет охватывать район А1 ГМССБ

Для обеспечения эффективной и надежной эксплуатации СУДС, Росморфлотом были разработаны необходимые нормативно-правовые документы. Все они разработаны с учетом основных действующих международных документов:

  • СОЛАС, Глава V (проект), Правило 12 "Службы управления движением судов".

  • Резолюция ИМО А.857(20) - "Руководство по СУДС", включающее в себя "Руководство и критерии для СУДС" и "Руководство по найму, квалификации и подготовке операторов СУДС". 

  • Резолюция ИМО MSC.43(64) - "Руководство и критерии для систем судовых сообщений". 

  • "Руководство по средствам навигации" (Navguide) Международной Ассоциации маячных служб (МАМС). 

  • "Руководство по СУДС" МАМС.

В настоящее время в России действующими являются следующие нормативные документы:

  • Типовое положение о СУДС (утверждено Росморфлотом 29.08.2002г., введено в действие с 1.08.2002г.).

  • Технико-эксплуатационные требования к СУДС № МФ-02-22/848-70 (утверждены Росморфлотом 23.08.2002г., введены в действие 1.08.2002г.).

  • Типовые правила плавания в зонах действия СУДС (введены в действие Письмом Минморфлота СССР № 212 от 08.12.87, согласованы с ГШ ВМФ и Минрыбхозом СССР).

  • Положение о тренажерной подготовке судоводителей, радиоспециалистов и операторов СУДС (введено в действие Приказом Росморфлота № 1 от 04.01.96).

  • Технико-эксплуатационные требования к тренажерным центрам подготовки судоводителей, радиоспециалистов и операторов СУДС (№ ДМТ-29/53-44 от 01.03.96).

  • Типовая должностная инструкция лоцману-оператору СУДС (введена Письмом МСС-4/5-2149 от 23.12.86).

  • Программа тренажерной подготовки лоцманов-операторов СУДС (утверждена Росморфлотом 20.05.97).

  • Положение о сборах с судов в морских торговых портах РФ (утверждено Минэкономики 04.08.95, введено в действие Писмом Росморфлота № ДМТ-36/1904 от 07.08.95).

  • Приказ Росморфлота № 67 от 12.10.92 "О порядке сертификации СУДС".

  • Рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС-89) Раздел "Плавание в зоне действия СУДС".

  • Порядок оформления разрешения на эксплуатацию береговых радиолокационных станций, используемых для контроля и управления судоходством.

В соответствии с технико-эксплуатационными требованиями все СУДС подразделяются на 4 категории:

  • Высшая категория - СУДС, имеющие не менее трех РТП, не менее трех рабочих мест операторов,оборудованные высокоточными техническими средствами контроля судоходной обстановки (РЛС, АИС, ТВ),средствами комплексной автоматической обработки информации, а также средствами ОВЧ радиосвязи с судами.

  • Первая категория - СУДС, имеющие не менее трех РТП, два рабочих места операторов, оборудованные высокоточными техническими средствами контроля судоходной обстановки (РЛС и АИС),средствами автоматической обработки информации, а также средствами ОВЧ радиосвязи с судами

  • Вторая категория - СУДС, оборудованные РЛС, близкими по характеристикам к судовым,средствами автоматической обработки радиолокационной информации, а также средствами ОВЧ радиосвязи с судамии АИС.

Каждая СУДС (включая оборудование, положения и инструкции, квалификацию штата) проходит сертификацию Морской Администрации. Вся основная аппаратура СУДС (радиолокационные станции, радиорелейные станции, консоли операторов, аппаратура связи) должна иметь Сертификаты одобрения типа Морской администрации. Проектирование СУДС выполняется морскими научными организациями, а ввод систем в эксплуатацию производится после проведения государственных испытаний, выполняемых морскими организациями и освидетельствования СУДС комиссией Росморфлота .

В зависимости от категории СУДС, стоимости оборудования, навигационно-гидрографических условий и степени сложности судовождения устанавливаются ставки навигационного сбора с судов за пользование услугами СУДС. Все сборы с судов поступают в Морскую Администрацию порта, которая затем выделяет средства на содержание штата, эксплуатацию и развитие СУДС.