версия для печати

СОЛАС ГЛАВА V

Правило 19
Требования к оснащению судов 
навигационными системами и оборудованием

1 Применение и требования
С учетом положений правила 1.4:

1.1 Суда, построенные 1 июля 2002 г. и после этой даты, оснащаются навигационными системами и оборудованием, которые должны отвечать требованиям, как предписано пунктами 2.1-2.9.

1.2 Суда, построенные до 1 июля 2002 г., должны:
   .1 с учетом положений пунктов 1.2.2 и 1.2.3, кроме случаев, когда они не отвечают полностью требованиям данного правила, продолжать нести оборудование, выполняющее требования правил V/11, V/12 и V/20 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., действующей до 1 июля 2002 г.;
   .2 иметь оборудование или системы, требуемые пунктом 2.1.6, не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г., когда радиопеленгаторная аппаратура, указанная в правиле V/12(p) Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., действующей до 1 июля 2002 г., не будет более требоваться; и
   .3 иметь систему, требуемую пунктом 2.4, не позже дат, оговоренных в пунктах 2.4.2 и 2.4.3.

2 Судовое навигационное оборудование и системы
2.1 Все суда, независимо от размера, должны иметь:
   .1 магнитный компас, у которого уничтожена девиация и определены ее остаточные значения, или другое средство, независимое от любого источника электроэнергии, чтобы определять курс и представлять его показания на главный пост управления рулем;
   .2 пелорус или пеленгаторное устройство компаса, или другое средство, независимое от любого источника электроэнергии, чтобы брать пеленги по дуге горизонта в 360°;
   .3 средства коррекции для получения истинных пеленгов и курса в любое время;
   .4 морские навигационные карты и морские навигационные пособия, чтобы планировать предварительную прокладку в предполагаемом рейсе, а также чтобы вести исполнительную прокладку на протяжении всего рейса; электронная картографическая навигационная информационная система (ЭКНИС) может считаться отвечающей требованиям данного подпункта в отношении наличия карт;
   .5 средства дублирования для выполнения функциональных требований подпункта .4, если эта функция частично или полностью выполняется электронными средствами ;
   .6 приемник глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) или наземной радионавигационной системы, или другое средство, пригодное для использования в любое время в течение предполагаемого рейса, для определения текущих координат автоматическим способом;
   .7 радиолокационный отражатель или другое средство обеспечения возможности их обнаружения судами, использующими радиолокатор как в диапазоне 9 ГГц, так и в диапазоне 3 ГГц, если валовая вместимость судна менее 150 и это практически осуществимо;
   .8 если ходовой мостик является полностью закрытым и Администрацией не определено иное, звукоприемную систему или другое средство, обеспечивающее возможность вахтенному помощнику прослушивать звуковые сигналы и определять их направление;
   .9 телефон или иное средство связи для передачи информации о курсе на аварийный пост управлениям рулем, если он имеется.

2.2 Все суда валовой вместимостью 150 и более и пассажирские суда независимо от размера, дополнительно к требованиям пункта 2.1, должны иметь:
   .1 запасной магнитный компас, взаимозаменяемый с магнитным компасом, упомянутым в пункте 2.1.1, или другое средство, обеспечивающее выполнение предусмотренной пунктом 2.1.1 функции путем замены или дублирования оборудования;
   .2 сигнальную лампу или другое средство, обеспечивающее подачу световых сигналов днем и ночью с использованием источника электроэнергии, не зависящего только от судового источника электроэнергии.

2.3 Все суда валовой вместимостью 300 и более и пассажирские суда независимо от размера, дополнительно к требованиям пункта 2.2, должны иметь:
   .1 эхолот или иное электронное средство измерения и отображения глубины под килем;
   .2 радиолокатор в полосе частот 9 ГГц или другое средство определения и отображения дистанции и пеленга радиолокационных ответчиков для поиска и спасания, а также других плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков для оказания помощи в судовождении и предупреждении столкновения;
   .3 средство электронной прокладки (СЭП) или иное средство прокладки электронным способом дистанции и пеленга целей для определения опасности столкновения;
   .4 лаг или иное средство для измерения и отображения скорости и пройденного расстояния относительно воды;
   .5 надлежащим образом отрегулированное устройство передачи курса или другое средство передачи информации о курсе, предназначенной для ввода в оборудование, упомянутое в пунктах 2.3.2, 2.3.3 и 2.4.

2.4 Все суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, и грузовые суда валовой вместимостью 500 и более, не совершающие международные рейсы, а также пассажирские суда, независимо от размера, должны быть оборудованы автоматической идентификационной системой (АИС) следующим образом:
   .1 суда, построенные 1 июля 2002 г. и после этой даты;
   .2 суда, совершающие международные рейсы, построенные до 1 июля 2002 г.:
          .1 пассажирские суда — не позднее 1 июля 2003 г.;
         .2 танкеры — не позднее первого освидетельствования оборудования безопасности после 1 июля 2003 г.;
         .3 суда, иные чем пассажирские суда и танкеры, валовой вместимостью 50000 и более, — не позднее 1 июля 2004 г.;
         .4 суда, иные чем пассажирские суда и танкеры, валовой вместимостью 10000 и более, но менее 50000, — не позднее 1 июля 2005 г.;
         .5 суда, иные чем пассажирские суда и танкеры, валовой вместимостью 3000 и более, но менее 10000, — не позднее 1 июля 2006 г.;
         .6 суда, иные чем пассажирские суда и танкеры, валовой вместимостью 300 и более, но менее 3000, — не позднее 1 июля 2007 г.; и
   .3 суда, не совершающие международные рейсы, построенные до 1 июля 2002 г.. — не позднее 1 июля 2008 г.
   .4 Администрация может освободить суда от выполнения требований данного пункта, если такие суда будут выведены из эксплуатации в течение двух лет с дат внедрения, оговоренных в подпунктах .2 и .3;
   .5 АИС должна:
         .1 автоматически предоставлять соответствующим образом оборудованным береговым станциям, другим морским и воздушным судам информацию, включая идентификацию судна, его тип, координаты, курс, скорость, эксплуатационное состояние судна и другую связанную с безопасностью информацию;
         .2 автоматически принимать такую информацию от подобным образом оборудованных судов;
         .3 вести сопровождение наблюдаемых судов; и
         .4 обмениваться данными с береговыми средствами;
   .6 требования пункта 2.4.5 не применяются в случаях, когда международными соглашениями, правилами или стандартами предусматривается скрытность навигационной информации; и
   .7 АИС эксплуатируется с учетом руководства, принятого Организацией .

2.5 Все суда валовой вместимостью 500 и более, дополнительно к требованиям пункта 2.3 за исключением пунктов 2.3.3 и 2.3.5, и требованиям пункта 2.4, должны иметь:
   .1 гирокомпас или другое средство для определения и отображения курса немагнитными средствами и для передачи информации о курсе для ввода в оборудование, оговоренное в пунктах 2.3.2, 2.4 и 2.5.5.
   .2 репитер гирокомпаса или другое средство визуального представления информации о курсе на аварийном посту управления рулем, если таковой имеется;
   .3 репитер гирокомпаса или другое средство взятия пеленгов по дуге горизонта в 360°, используя гирокомпас или другое средство, упомянутые в подпункте .1. Однако, суда валовой вместимостью менее 1600 оснащаются такими средствами, насколько это возможно;
   .4 индикаторы руля, гребного винта, упора, шага винта и индикаторы режима работы или другие средства, предназначенные определять и отображать угол кладки руля, обороты винта, усилие и направление упора гребного винта и, если применимо, усилие и направление упора подруливающего устройства, шага и режима работы; все показания приборов должны быть видны с места, откуда обычно управляется судно; и
   .5 средство автосопровождения (САС) или иное средство автоматической прокладки дистанции и пеленга целей для определения опасности столкновения.

2.6 На всех судах валовой вместимостью 500 и более выход из строя одного элемента оборудования не должен приводить к снижению способности судна выполнять требования пунктов 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.4.

2.7 Все суда валовой вместимостью 3000 и более, дополнительно к требованиям пункта 2.5, должны иметь:
   .1 радиолокатор в полосе частот 3 ГГц, или, если Администрация считает необходимым, - второй радиолокатор в полосе частот 9 ГГц или другое средство определения и отображения дистанции и пеленга других плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков для оказания помощи в судовождении и предупреждении столкновения средствами, которые функционально не зависят от средств, упомянутых в пункте 2.3.2; и 
   .2 второе средство автосопровождения (САС) или иное средство автоматической прокладки дистанции и пеленга целей для определения опасности столкновения, которое функционально независимо от упомянутого в пункте 2.5.5.

2.8 Все суда валовой вместимостью 10000 и более должны, дополнительно к требованиям пункта 2.7, за исключением пункта 2.7.2, иметь:
   .1 средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП) или иное средство, чтобы автоматически осуществлять прокладку дистанции и пеленга по меньшей мере 20 целей, соединенное с устройством для измерения и индикации скорости и пройденного расстояния относительно воды, для определения опасности столкновения и имитации маневра по расхождению; и
   .2 систему управления курсом или систему управления по заданному пути, или другое средство, чтобы автоматически управлять и удерживать курс и/или прямой путь.

2.9 Все суда валовой вместимостью 50000 и более должны, дополнительно к требованиям пункта 2.8, иметь:
   .1 индикатор угловой скорости поворота или иное средство определения и отображения угловой скорости поворота; и
   .2 устройство для измерения и индикации скорости и пройденного расстояния или другое средство указания скорости и пройденного расстояния относительно грунта в продольном и поперечном направлениях.
   .3 Если данным правилом разрешены другие средства, они должны быть одобрены Администрацией в соответствии с правилом 18.

4 Навигационное оборудование и системы, упомянутые в данном правиле, устанавливаются, испытываются и обслуживаются так, чтобы свести к минимуму возникновение неисправностей.

5 Навигационное оборудование и системы с альтернативными режимами работы должны иметь индикацию используемого режима работы.

6 Интегрированные системы ходового мостика должны быть устроены так, чтобы неисправность одной из подсистем незамедлительно привлекала бы звуковой и визуальной аварийно-предупредительной сигнализацией внимание помощника капитана, несущего ходовую навигационную вахту, и не приводила к неисправности любой другой подсистемы. В случае наличия неисправности в одной части интегрированной навигационной системы должна быть возможность для работы каждого отдельного оборудования системы или части системы отдельно.